СТРОИТСЯ БАШНЯ


Пройдет несколько месяцев, и звание мирового рекордсмена среди телевизионных башен перейдет к башне Московского телевизионного центра в Останкине. Высота нового гиганта будет 533 метра (железобетонная опора высотой 385 метров с металлической антенной в 148 метров). Такая высота телебашни позволит передавать телевизионные программы в радиусе не менее 150 километров. На башне установят передатчики, мощность которых в 7 раз больше, чем у действующих сейчас на Московском телецентре. Это позволит улучшить качество приема на комнатные и коллективные наружные антенны на территории почти всей Московской области. С вводом в эксплуатацию новой башни объем телевизионного вещания увеличится в 4 раза, а с 1968 года начнется передача программы цветного телевидения.

Что же представляет собой это уникальнейшее инженерное сооружение?

Башня, вес которой будет более 32 тысяч тонн, возводится на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение — каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3—3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения—это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки — 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни — 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций — башни и стакана — позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Такое грандиозное и вместе с тем ажурное сооружение воздвигается без расчалок и каких-либо других креплений, что придает ему особую выразительность и стройность. А что будет с башней под действием ветра, имеющего скорость до 25 метров в секунду? Ведь такой ветер, как свидетельствует статистика, дважды в столетие обрушивается на Москву. На высоте 10 метров над поверхностью земли его напор равен около 38 килограммов на квадратный метр. Такой десятибалльный шторм вырывает с корнем деревья. А на высоте 533 метров сила ветра достигнет 43 метров в секунду. Там будет бушевать ураган силой примерно в 15 баллов! Все это было учтено конструкторами при расчете прочности башни на изгиб; они взяли двойной запас прочности. Конечно, под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни будет колебаться, и отклонение ее вершины при такой силе урагана может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд. Такие колебания сооружения не повлияют на четкость телевизионных передач.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол будет перемещаться (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок — на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам—это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру — от коррозии.

На железобетонной части башни установят несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров будет использоваться специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

По высоте железобетонная часть башни разделена на четыре зоны обслуживания. В первой зоне (до высоты 63 метра) расположены открытый вестибюль, закрытый вестибюль, помещения передающих телевизионных станций, кухня ресторана и др.. Во второй и третьей зонах, между высотами 63 метра и 321,8 метра, размещены аппаратные, балконы с приемными антеннами и другие помещения. В четвертой зоне будут смотровые площадки, ресторан. Общая площадь всех зон обслуживания—около 15 тысяч квадратных метров. Три бесшумных лифта поднимут посетителей со скоростью 7 метров в секунду на смотровые площадки и в трехэтажный ресторан на 280 мест. Из вестибюля ресторана (на высоте 337,3 метра) посетитель сможет спуститься по лестнице на любой из его этажей. Для лучшего обозрения Москвы полы ресторана будут вращаться вокруг оси башни, делая за час один оборот. Кроме того, около 400 человек смогут обозревать Москву с балконов и смотровых площадок,

По вечерам на телебашне будут загораться заградительные огни Аэрофлота. Прожекторы, расположенные на площадке у основания башни и на балконах антенн, осветят ствол башни.

При строительстве башни широко используются самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн (см. 6—7-ю стр. цветной вкладки). Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Зимой секции антенн вновь разберут, и отдельные их части — царги — будут подавать краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра (см. 8-ю стр. цветной вкладки). Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимут на вершину башни и смонтируют так, что они войдут внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж будут вести с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация — ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

В юбилейном, 1967 году новый телецентр страны начнет вести передачи.

Инженер В. ЮРКИН.


СХЕМА МОНТАЖА АНТЕННЫ

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 2S тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самопод-ьемный кран, передвигаясь по смонтиро. ванным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.

С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмости, с которых ведутся работы по закоеплению наоужной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.


"НАУКА И ЖИЗНЬ"
ноябрь 1966 г.

 

 

Сайт создан в системе uCoz