Архитектор И. Рубен.
В музее архитектуры на территории бывшего Донского монастыря долгое время стояли чугунные фигуры русских витязей, аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Некогда они украшали Триумфальные ворота у Тверской заставы, построенные выдающимся зодчим эпохи русского классицизма Осипом Ивановичем Бове. Искусный градостроитель создал при въезде в Москву прекрасный ансамбль — арку и две кордегардии, небольшие сооружения для размещения караула, связанные с аркой полукружьем ограды.
Текст бронзовой закладной доски, помещенной в толще стены, гласил, что Триумфальные ворота построены “в знак воспоминания торжества Русских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двадесяти языков...”.
Закладка ворот состоялась в августе 1829 года, а через пять лет строительство было закончено.
Весь скульптурный декор арки выполнен из чугуна по моделям крупнейшего ваятеля того времени Ивана Петровича Витали и талантливого молодого скульптора Ивана Тимофеева. Они работали в тесном содружестве с Бове, выполняя большинство работ по его рисункам.
Белым камнем, привезенным из подмосковного села Татарова, были облицованы стены арки, остальные части — колонны и скульптура — отливались из чугуна. Умелый подбор материала, сочетание контрастных цветов (темный чугун на белом камне) — все это усиливало художественную выразительность сооружения.
Более ста лет Триумфальные ворота украшали древнюю столицу. Но город рос, и площадь у Тверской заставы превратилась в одну из многолюдных центральных площадей Москвы. Узкая Тверская улица (ныне ул. Горького) - затрудняла городское движение, и в1936 году, при реконструкции магистрали и площади у Белорусского вокзала, Триумфальные ворота и кордегардии разобрали. Разборке предшествовала подробнейшая фиксация: были сделаны тщательные архитектурные обмеры Триумфальных ворот, многочисленные снимки. Архитектурные детали и уникальную скульптуру Витали и Тимофеева вывезли в музей архитектуры, где впоследствии включили в экспозицию.
Несколько лет назад было принято решение восстановить в Москве Триумфальную арку — один из лучших архитектурных и историко-мемориальных памятников.
Много споров и предложений вызвал вопрос о месте размещения памятника. Предлагалось восстановить Триумфальные ворота недалеко от их прежнего местонахождения — на Ленинградском шоссе. Градостроительный совет Главного архитектурно-плаиировочного управления принял другое предложение, разработанное проектировщиками мастерской № 4 “Моспроекта-1” (руководил мастерской недавно умерший В. Г. Гельфрейх, автор проекта М. В. Андрианов), по которому Триумфальные ворота восстанавливаются при въезде на Кутузовский проспект, недалеко от панорамы “Бородинская битва”. Здесь, по замыслу архитекторов, должен быть историко-мемориальный комплекс, посвященный событиям 1812 года: Бородинский мост, Кутузовская изба, панорама “Бородинская битва”. К сожалению, это решение не учитывает возможности восстановления ансамбля Триумфальных ворот полностью, с неотъемлемой частью комплекса — зданиями кордегардий так, как это было задумано Бове.
Как нужно восстанавливать арку? Ведь речь шла не о доделке недостающих деталей, иначе говоря о реставрации существующего памятника, а о воссоздании заново его художественного облика. В данном случае не было необходимости воспроизводить конструкции XIX века: кирпичные сводчатые перекрытия арки трудоемки в работе и сложны в исполнении, Поэтому решили в перекрытиях арки максимально использовать современные железобетонные конструкции.
Сложнейшая работа выпала на долю тех, кто восстанавливал архитектурный декор арки. Время не пощадило чугунной “одежды” Триумфальных ворот: коррозия уничтожила значительную часть деталей карниза, повредила скульптуру и горельефы.
Мастерским производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР пришлось изготовлять модели для отливки недостающих и сильно поврежденных деталей арки. Так было подготовлено , более ста пятидесяти моделей. Для сохранения габаритов подлинника делалась точная гипсовая копия каждой детали карниза, фриза, которая дорабатывалась с учетом усадки металла при литье. Большоо мастерство понадобилось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать барельеф с изображением воинских доспехов и выполнить его утраченные фрагменты. Вся работа по отливке в металле исполнялась мастерами художественного литья Мытищинского завода. Необычный заказ получил и коллектив завода “Станколит” — по деталям единственной сохранившейся колонны отлить 12 чугунных колонн. (Каждая колонна, длина которой 12 метров, весит около шестнадцати тонн.) Работники с большим вниманием и любовью выполнили этот заказ.
Большой коллектив трудится над возрождением замечательного памятника
культуры и истории народа, и недалеко то время, когда крылатая Слава ва
колеснице, высоко парящая над широким проспектом, будет напоминать о героизме
русского народа.