ПРОМЫШЛЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ-ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ


Промышленные сооружения, созданные в конце XIX — начале XX веков,— это нередко талантливые создания инженерной и архитектурной мысли. Они заслуживают внимательного изучения и бережного отношения.

Кандидат архитектуры Т. КУДРЯВЦЕВА.

Мы любуемся своеобразной красотой здания ГУМа, разновысокими шатровыми башенками  Исторического музея и кокошниками Политехнического музея, фронтоном Ярославского вокзала, поражаемся их удивительным сходством с архитектурой Древней Руси и узорочьем зданий XVII века. Возникший в России во второй половине XIX столетия    русско-византийский стиль отразил стремление зодчих соединить технические новшества в строительстве с возрождающимися в архитектуре формами самобытного русского искусства. В этом стиле строили и промышленные    сооружения конца прошлого столетия. Многие из них сохранились: это и краснокирпичные ансамбли кондитерской фаб-рики «Красный Октябрь», пивоваренного завода име-ни А. Бадаева, станции окружной железной дороги, здания мытищинского водопровода, фабричные корпуса знаменитой Куваевской мануфактуры в Иванове и многие другие.

Пожалуй, одной из самых совершенных для конца XIX века была бумагопрядильная и ткацкая фабрика в подмосковном местечке Раменском. Ее история связана с именем выдающегося русского технолога текстильного производства, профессора Московского императорского технического училища (ныне МВТУ имени Баумана) Федора Михайловича Дмитриева, учителя известного русского инженера-конструктора В. Г. Шухова. В течение двадцати лет Дмитриев занимался модернизацией производства в Раменском, созданием единого фабричного комплекса — многоэтажных производственных и жилых корпусов. Эта работа получила высшую награду на международной выставке “Гигиена и спасение жизни”, которая проходила в Брюсселе в 80-х годах XIX века.

Будущие известные специалисты советской промышлением архитектуры инженеры А. В. Кузнецов и А. Ф. Лолейт перестраивали текстильные фабрики в Глухове, Истомкине и многих других фабричных городах Подмосковья. В начале XX века к проектированию промышленных зданий обратились и архитекторы. Известный московский архитектор Р. И. Клейн (он строил Музей изящных искусств, универсальный магазин “Мюр и Мерилиз” — сегодняшний ЦУМ), принимал активное участие в строительстве производственных зданий на мануфактуре “Товарищества Высоцкого” (не сохранившихся до наших дней) и пивоваренного завода Трехгорного торгово - промышленного товарищества (ныне завод имени А. Бадаева) в Москве. Архитектор Д. Н. Чичагов возводил отдельные здания Даниловской мануфактуры (ныне хлопчатобумажная фабрика имени М. Фрунзе).

В чем своеобразие этих промышленных построек конца XIX века?

Технология текстильного производства предполагала наличие длинных помещений, освещенных множеством окон. Но фабрики выглядели весьма компактными сооружениями. Мощные краснокирпичные здания, с разрушающими монотонность фасадов башнями-лестницами, с белыми деталями, обрамляющими окна и карнизы, до сих пор поражают своей величественностью, выделяясь на фоне даже современной многоэтажной застройки. Островерхие крыши, белые наличники, оформленные в древнерусском стиле, украшали фасады. Также украшались и фабричные дымовые трубы, их формы никогда не повторяли друг

Пешеходный мостик в Орехово-Зуеве — один из сохранившихся образцов металлических мостов конца XIX века

друга. Поскольку фабрики строились почти одновременно с многочисленными подсобными зданиями — кузницами, литейными, складскими помещениями, электростанциями, в их оформлении использовались одинаковые архитектурные детали. Так складывался ансамбль фабричных построек. Более чем в 20 городах Центральной России сохранились такие ансамбли. Своим рождением они обязаны развитию текстильной промышленности, особенно хлопчатобумажной, которая выросла на основе местных крестьянских промыслов во второй половине XIX века. Московская губерния пер

вой начала производство дотоле неизвестной в России хлопчатобумажной ткани. Владимирской губернии по праву принадлежала слава в создании набивных ситцевых тканей. Особое предпочтение отдавалось ситцам с мелким насыщенным многокрасочным рисунком фабрик Иваново-Вознесенска, Кинешмы, Кохмы, Тейкова. Они пользовались большим спросом и на международном рынке,

Фабричные комплексы дали толчок к развитию текстильных городков. Градостроительную композицию, своеобразие текстильных городов — Иванова, Фурманова, Ногинска, Наро-Фоминска, Раменского, Орехово-Зуева, Кохмы и многих других — до сих пор определяют старые фабричные здания. Они неразрывно связаны с образом этих городов, их историей.

Сейчас идет реконструкция фабрик и заводов в большинстве городов России, в том числе и в тех, о которых мы только что рассказали. Не повторим ли
мы той же ошибки, что была совершена при реконструкции древнерусских городов, когда новое строительство сметало все приметы прошлого? Может быть, настало время оценить архитектурные достоинства ста-* рых текстильных и других промышленных сооружений и внести их в списки памятников истории культуры и техники, которые должны находиться под охраной?

Не обязательно в каждом из них открывать музей, хотя у нас не существует музея набивных тканей — русской льняной набойки, печатных тканей, а слава о них гремит по всему миру и сейчас. Есть иной путь. Широко известен зарубежный опыт использования памятников промышленной архитектуры XIX—XX веков. Лондонские доки стали спорткомплексом, здание бывшей баварской электростанции превращено в столовую для персонала работающего сейчас предприятия, в филадельфийском зернохранилище разместилась проектная мастерская. По-разному можно сохранить старые мельницы и ткацкие фабрики, водонапорные башни и доки — ведь это и материальные ценности. Но сохранить облик наших производственных зданий, особенно тех, что определяют главную достопримечательность города, связаны с его образом, определяют его лицо, необходимо.Эти рисунки показывают, как развивалась архитектура текстильных предприятий в течение XIX столетия (сверху вниз): набоиный корпус в Иванове, конец XVIII — начало XIX века; ткацкая фабрика в Ниноло-горах, 30—70-е годы XIX столетия; ткацкий корпус в Кохме, 70—90-е годы; ткацкая фабрика в Иванове (бывшая Гарелинская), “О-в годы; ситцепечатная фабрика в Иванове (бывшая Куваевская мануфактура), 90-е годы.
 

Содержание

Сайт создан в системе uCoz