МОСТЫ-БЛИЗНЕЦЫ


Там,  где  Москва-река опоясывает двухкилометровой дугой Лужники, находятся два железнодорожных моста, похожих как две капли воды: Андреевский— между Фрунзенской набережной и Нескучным садом и Краснолужский — между Лужниками и Берсеневской набережной (“Наука и жизнь” № 12, 1984, снимок на стр. 7). Они построены в 1903—1907 годах при сооружении Московской окружной железной дороги, или так называемого Малого кольца длиной около 54 километров. Малое кольцо связывает 11 железнодорожных линий, которые подходят к столице, оно четыре раза пересекает Москву-реку (“Наука и жизнь” № 5, 1984). Свое название Андреевский мост получил от расположенного на правом берегу реки Андреевского монастыря, который был основан в XVII веке. В четырехэтажном здании находилась первая школа в Москве. Затем в разные периоды там были больница, странноприимный дом и женская богадельня. Ныне здесь Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы.

Схема и конструкция мостов одинаковы: стальная серповидная арка пролетом 134 метра перекрывает реку. Арка опирается на мощные устои. К устоям примыкают путепроводы над набережными. Проезжая часть мостов не положена на арку (мост с ездой “поверху”) и не подвешена к ней (мост с ездой “понизу”), а расположена не совсем обычно — по центру (мост с ездой “по середине”).

Вот что пишет о конструкции мостов архитектор Б. Надежин: “...Все части их архитектурной композиции находятся в стройном соответствии. Горизонтальная линия проезжей части проходит именно на такой высоте (чуть выше центра тяжести несущей арки), что мост вызывает чувство равновесия и устойчивости”.

Андреевский и Краснолужский переходы соединяет высокая насыпь: внешние подходы к мостам на правом берегу расположены на склонах Ленинских гор. Кроме того, прежде район Лужников регулярно затапливался во время паводка. Представление об этом дает фотография Андреевского моста, сделанная весной 1908 года. Там, где сейчас Фрунзенская набережная с многоэтажными домами, видна широкая водная гладь.

Проектировал и строил мосты в Лужниках (Андреевский—с инженером П. Я. Каменцевым) выдающийся русский инженер и ученый Лавр Дмитриевич Проскуряков. По его проектам были также сооружены большие мосты через реки Неман, Западный Буг, Сейм, Нерву, Волхов, Оку, Волгу, Зею, Амур (см. “Наука и жизнь” № 12, 1984 г.).

В создании мостов в Лужниках принимал участие зодчий А. Н. Померанцев. Он автор интересного оформления всех сооружений Малого железнодорожного кольца: служебных зданий, вокзалов, депо, мостов и других. Здание станции “Воробьевы горы”, вместе с другими сооружениями Малого кольца, объявленное памятником архитектуры, можно увидеть возле метро “Спортивная”. Самая крупная работа А. Н. Померанцева — Верхние торговые ряды (нынешний ГУМ).

Стоимость строительства однопролетных мостов оказалась значительно большей, чем, например, трехпролетного Дорогомиловского моста с балочными фермами на Малом кольце. По этому поводу среди специалистов возникла острая дискуссия. Тем не менее был выбран однопролетный вариант, который по своему конструктивному решению представлял собой совершенное произведение инженерного искусства.

Во время сооружения гигантского спортивного комплекса в Лужниках возникла необходимость реконструкции мостов, главным образом их береговых пролетов — требовалось устроить дополнительные проезды к стадиону. Авторы проекта реконструкции инженер А. В. Счастнев и архитектор Б. М. Надежин решили сохранить памятный всем вид мостов, ставших достопримечательностью Москвы. Были разобраны крайние устои на обоих берегах у Краснолужского моста и один устой у Андреевского — со стороны Фрунзенской набережной, их отнесли на 22 метра. Там, где прежде была насыпь, установили новую промежуточную опору, которая дала возможность устроить на берегу два путепровода. Все архитектурные детали бережно сохранили, новые конструкции облицованы таким же гранитом.

После реконструкции (1954—1956 гг.) появились два береговых пролета по обоим концам у Краснолужского моста, столько же—у Андреевского моста над Фрунзенской набережной, а на правом берегу у Нескучного сада остался один пролет—здесь широкий проезд не понадобился. И то, что эти изменения почти незаметны, свидетельствует о бережном и внимательном подходе к реконструкции интересных инженерных памятников.

Мосты возле Лужников запечатлены на холстах, фото- и кинопленке. Не так давно один из лужниковнских мостов “сыграл” роль в телевизионном фильме “ТАСС уполномочен заявить”.

Н. КУДРЯШОВ.

Содержание

Сайт создан в системе uCoz