«Очень, очень, очень интересно и, самое главное, очень, очень, очень полезно». Такая запись появилась в книге отзывов о выставке «Уникальные памятники науки и техники» в Политехническом музее в день ее открытия, 10 декабря 1982 года. Автор этих строк — Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Сергей Владимирович Образцов.
Выставка была организована Политехническим музеем и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры и приурочена к 110-летию музея.
Музей хранит в своих фондах и показывает в демонстрационных залах миллионам посетителей свыше 90 тысяч экспонатов и около 150 богатейших коллекций. Его фонды непрерывно пополняются. В 1982 году, например, было закуплено уникальных памятников технической старины на 34 тысячи рублей. Они будут бережно сохранены для потомков. Основными поставщиками музею диковинной архаической техники и изделий старинной технологии остались теперь частные коллекционеры, редко — учреждения.
Комплектуя юбилейную выставку, ее организаторы обратились к этим странным, как сказал С. В. 0бразцов, имея в виду и себя самого, людям, зачем-то собирающим удивительные, странные вещи и, в сущности, спасающим их от небытия, с просьбой представить в экспозицию, на время, свои сокровища. Коллекционеры охотно пошли им навстречу,
Так, на выставке, помимо драгоценных экспонатов, хранящихся в специальной
стальной комнате музея, появились и старинные редкости из частных собраний
московских коллекционеров:
Диковины Сядристого по праву заняли свое место на юбилейной выставке—они уже сейчас стали уникальным достоянием истории культуры, науки и техники.
Кроме этой экспозиции, в Политехническом музее были организованы еще две юбилейные выставки: лазерной техники — в отделе радиоэлектроники и фотоаппаратов из фондов музея — в отделе физики. О них и о музейных экспонатах, демонстрируемых вместе с частными коллекциями, рассказ в следующих номерах журнала.
Музынальные автоматы и часы XVIII—XIX веков из коллекции С. В. Образцова.
Все действующие. Музыкальный автомат с часами, выпущенный в
Швейцарии в конце XVIII века. Фигурки обезьяньего оркестра после завода
автомата ключом «оживают», каждая начинает играть на своем инструменте,
поворачивать голову, водить глазами, улыбаться... Музыкальные
автоматы «Французский театр», «Птичка» (настоящий андерсеновский соловей,
покоривший императора Китая) с чистым, звонким «голосом», выводящим сложнейшие
рулады, автомат с часами «Птички» (после завода птички начинают перелетать
с ветки на ветку, одна из них клюет внизу под деревом, покачивается на
волнах кораблик, шумит водопад из самой настоящей воды). Старинная французская
шарманка 1849 года. Деревянные часы знаменитых русских мастеров Бронниковых
и часы из слоновой кости, выполненные в их стиле. Миниатюрные каминные
часы. Французские карманные часы «Фантастические» (стрелки держатся на
весу неизвестно каким образом).
Фирменные знаки русских железнодорожных заводов (конец XIX — начало XX ве-ка) из коллекций А. С. Никольского, Л. Л. Макарова, А. А. Берзина, И. Н. Волошина, В. В. Миронова. Локомотивов, с которых сняты и сохранены знаки, давно уже нет. Сейчас реставрируется паровоз серии «С», на котором Ленин приехал из Петрограда в Москву. Табличка, экспонировавшаяся на выставке, будет прикреплена к паровозу после его реставрации.
У стенда с коллекцией писчих перьев в. А. Телешов. Первое стальное
перо появилось в Англии в 1831 году, поэтому можно предположить, что А.
С. Пушкин был знаком с такими перьями. Когда новинка пошла в серию, гимназисты
придумали игру в перья (переворот пера на спинку). Эта игра в 1877 году
натолкнула деда В. А. Телешова, в будущем писателя Д. И. Телешова, на мысль
собирать перья. Перья выпускались в память о людях, событиях, например,
в память о Пушкине, Толстом, Мицкевиче, Гарибальди, об отмене крепостного
права в 1861 году и т. д. (Особенно трудно, кстати, было перевернуть на
спинку перья с портретом Наполеона в рост—из-за их массивности.) Есть перья
вычурной формы — специально для левшей. Есть крохотные дамские перья, есть
гиганты — плакатные...