Д. СТРИГАЛЕВ, старший научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского
института искусствознания.
“Пробуждение новых сил, работа их над тем, чтобы создать в Советской России новое искусство и культуру...— это хорошо, очень хорошо,— говорил Ленин в Беседе с Кларой Цеткин в 1920 году.—Бурный темп их развития понятен и полезен. Мы должны нагнать то, что было упущено в течение столетий, и мы хотим этого. Хаотическое брожение, лихорадочные искания новых лозунгов, лозунги, провозглашающие сегодня “осанну” по отношению к определенным течениям в искусстве и в области мысли, а завтра кричащие “распни его” — все это неизбежно, Революция развязывает все скованные до того силы и гонит их из глубины на поверхность жизни”.
Идея Ленина, названная им “монументальной пропагандой”, представляла собой основу для становления и развития советской художественной культуры в условиях победы социалистической революции. Она была выдвинута Владимиром Ильичом Лениным весной 1918 года, примерно в те же дни, когда он работал над группой программных статей и заметок об очередных задачах Советской власти. Об этом он беседовал с Луначарским (вероятно, между 4 и 8 anреля), так как 11 апреля Луначарский включил ленинские замыслы в доклад Наркомпроса заседанию ВЦИК; 12 апреля подготовленный им проект декрета “О памятниках Республики” был утвержден Совнаркомом и 14-го опубликован.
Конкретное содержание исходных предложений Ленина известно нам в передаче Луначарского. Поэтому напомним, о чем шла речь: “...Вы помните, что Кампанелла в своем “Солнечном государстве” говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же... Я бы назвал то, о чем я думаю, монументальной пропагандой... Для этой цели вы должны сговориться на первый срок с Московским и Петербургским Советами, а то же время вы организуете художественные силы, выберете подходящие места на площадях”.
Позднее Луначарский писал: “Владимир Ильич придавал этому делу большое значение. Он говорил, что это самое прямое служение искусству, что здесь искусство сливается нынешним тюрчеством с настроениями будущего, здесь искусство сливается с массами, получая благородные идеи”.
Тогда же Владимир Ильич предложил несколько конкретных проектов.
Наибольшие возможности, по мнению Ленина, представляла монументальная скульптура — памятники, бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы. Он предлагал соорудить большую серию портретов революционеров и деятелей культуры, науки.
План монументальной пропаганды был комплексным. Он объединял разные стороны в деятельности искусства: идейные (создание монументальных символов нового строя), творческие (стимул для профессиональной инициативы художников всех специальностей и для новых форм синтеза искусств), организационные (привлечение художественной интеллигенции на сторону Советской власти и ее трудоустройство), градостроительные (обновление облика городов и формирование в них новых центров общественной жизни),
Монументальное искусство — искусство дорогое. Луначарский вспоминал: “услышав первый раз идею Ленина, я на это возразил, что это будагг дорого стоить, и получил ответ, что надо в самых дешевых и прочных материалах выразить "несколько художественных идей”. Ленин сказал Луначарскому: “Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно. Пусть это будут какие-нибудь бетонные плиты, а на них надписи возможно более четкие. О вечности или хотя бы длительности я пока не думаю”,
Заседание Совнаркома под председательством Ленина 17 июля 1918 г. "одобрило “Докладную записку Московской художественной коллегии Неркомпроса” о постановке памятников, в которой, в частности, говорилось: “Вся трудность осуществления этой идеи заключается в том, чтобы скорость воплощения ее не могла пойти за счет художественной стороны, ибо государство, каковым оно сейчас является, не может и не должно явиться инициатором дурного вкуса”,
Практические работы по монументальной пропаганде развернулись широко в революционные годы по всей стране. Первоначальный план, выдвинутый весной 1918 г., послужил сильнейшим творческим и организационным импульсом для развития советского искусства тех лет. Его претворение сдерживалось условиями гражданской войны и последовавшей разрухи. Несмотря 'на то, что произведения монументальной пропаганды не всегда были совершенными' и до наших дней их сохранилось очень немного, искусство, вызванное к жизни ленинским планом, оказалось качественно новым явлением, прочно вошло в художественную культуру XX века.