ПАМЯТЬ О ДОБРОТЕ И ТАЛАНТЕ
Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг.), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г.), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Взгляните на эту картину: она напоминает старинную русскую парсуну, или, в сегодняшних категориях, примитив. Художник не обладает навыками перспективного построения — пол “опрокинут”, ковер на нем как бы поставлен вертикально, но не вопреки, а скорее благодаря этому на первый план выходит не обстановка, как во многих парадных портретах, а сама героиня — замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты.
П. И. Ковалева получила вольную в 1798 году, а в 1801-м граф Н. П. Шереметев заключил с ней тайный брак, придумав ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. На самом же деле Параша Ковалева была дочерью кузнеца из подмосковного села Кусково.
На портрете 1803 года тридцатипятилетняя актриса изображена незадолго
до смерти, последовавшей через месяц после рождения сына. Граф Шереметев
заказал своему крепостному Н. И. Аргунову, сыну знаменитого художника И.
П. Аргунова, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать
свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния. Вероятно,
художник не случайно изобразил Ковалеву-Шереметеву в домашней одежде. На
заднем плане — бюст графа Шереметева, причем вместо мраморного изваяния
Аргунов написал живое лицо. В картине собрата Жемчуговой по искусству и
по судьбе (Н. И. Аргунов получил вольную в 1816 году) есть трагические
нотки: художник как будто предчувствует близкую смерть своей героини.